Мы постараемся найти слова и понимание для таких состояний. Подобные психические катастрофы мы можем испытать при:
•расставаниях,
•потерях (работы, отношений), разводах или смерти близкого,
•переживании предательства,
•ощущении потери контроля над ситуацией,
•или даже тогда, когда появляются долгожданные новые отношения. Они могут своим появлением бередить все ранние раны, воскресить ранние утраты и переживания боли, и тогда мы чувствуем непонятную горечь, отчаяние, ощущение того, что скоро все закончится и ничего хорошего от жизни ждать нельзя.
Нужно отметить, что не всегда при этих событиях мы склонны настолько сильно регрессировать и испытывать сильнейшую тревогу. Бывает, что мы вполне справляемся с такими ситуациями, проходя через грусть, отчаяние, тоску и злость, но не впадая в те крайние состояния психотического или пограничного спектра, о которых идет речь в этой статье.
Чаще всего эти и другие непонятные для нашего разума чувства и состояния приводят нас на психотерапию или психоанализ для того, чтобы с помощью другого найти подходящее слово для непонятного и пугающего внутри нас. Ведь понимание успокаивает.
В лице любимого человека или в лице специалиста, которому мы можем довериться, мы ищем отражения наших страданий и обратную связь в виде понимания того, что с нами творится.
Клоун и зеркало
В романе Г. Белля главный герой - клоун, он описывает свое состояние потери лица любимой женщины, служившего ему ранее зеркалом, на которое он мог опереться, чтобы не потерять себя. [Г. Белль “Глазами клоуна”, 2018]
Чтобы придать своему лицу безучастный вид, а глазам – пустоту, клоун сначала должен выучить наизусть свое лицо, мимику, знать, как выглядят гримасы. Другим словом, чтобы уметь отречься от себя, нужно познать себя детально. Для этого актер порой часами стоит у зеркала и корчит рожи, чтобы изучить себя глазами зрителя, смотрит долго на свое отражение. Но этот трюк опасен – глядя на себя долгое время, есть риск потерять чувство Я, возникает ощущение наблюдения за кем-то знакомым, но не принадлежащим своему сознательному Я. Это моменты, когда внутренняя психическая функция зеркала перестает работать, создает помехи и, скорее, функционирует как кривое зеркало, в котором очень просто потерять себя.
Стадию зеркала впервые описал Ж. Лакан, французский психоаналитик, который подметил, что ребенок открывает себя, свои границы, свое тело, когда находит соответствие между собой и своим отражением в зеркале. [Ж. Лакан «Стадия зеркала, как образующая функцию Я»]
Конечно, прежде этого у ребенка должны быть глаза матери, ее чувства, отражающие и превращающие в слова его переживания. «Почему мы плачем? Наверное, мы хотим кушать! Сейчас мама тебя покормит, малыш, и все будет хорошо». Так мама придает смысл хаосу внутри малыша, дает ему название, кормит его в начале словами, потом молоком, и тогда хаос перестает быть хаосом. Понимание успокаивает.
В этом случае наш герой в романе Белля, испуганный потерей себя клоун, ищет глазами любимую женщину, чтобы через ее взгляд, прикосновение, слово, обращенное к нему, снова обнаружить себя. Но не находит, она покинула его, и он погружен в депрессию, тоску и ощущения себя живым мертвецом. Его настигают мысли о самоубийстве как знаке отчаяния крайней степени, знаке того, что психическая оболочка близка к взрыву, так как не выдерживает напряжения. Нет рядом той, кто помог бы снять его, которая бы помогла «вылить» неперевариваемое психическое и «накормить» спокойными словами, поддержкой.
Функция зеркала в психотерапии и психоанализе
Этот очень интересный процесс поиска зеркала, описанный в книге художественным языком, содержит много полезной терапевтической информации. Работая с теми, кто переживал или переживает деперсонализацию, хаос внутри, ощущение близкой потери чувства идентичности, мы, специалисты, становимся такими объектами, зеркалами, которые словом, взглядом, интонацией постепенно соединяют куски потерянного Я.
В таких состояниях для человека спасительным будем занять пост наблюдения за собой и своими переживаниями, чтобы затем взять их в охапку и принести на психотерапию или психоанализ. Уже там знающие руки смогут аккуратно и бережно обойтись с этим материалом.
Такие состояния особенно часто переживают те из нас, кто страдает биполярным расстройством (пограничным расстройством личности в психоаналитической терминологии), кто пережил сильный психический/психотический срыв. Полезно знать, что в такой период действует мощное расщепление психики, которое усиливается в таких ситуациях, выполняет защитную функцию. Такое расщепление, с одной стороны, огораживает нас от острой психической боли, но, с другой стороны, добавляет другой ужас – страх потери себя, ощущение раскола на куски Я или ожидания раскола, небытия.
Готовность к психическому взрыву: психотерапевтические подходы и опыт материнства
Эти состояния психики напоминают ощущения, которые испытывает младенец в период развития психики и сознательного Я, еще неокрепшего. Французский психоаналитик Д. Анзье описывает состояние, когда ребенок воспринимает свою психику как жидкость, которая может разлиться, или как газ, который может взорваться. В этом хаосе руки и прикосновения матери, ее эмоциональная настроенность на ребенка играют ключевую роль для того, чтобы ничего не утекло и не взорвалось, но постепенно установилась внутренняя согласованность. [Х. Ульник «Кожа в психоанализе», 2017]
«Ты не взорвешься, с тобой все в порядке, ты сейчас плачешь, потому что голоден. Сейчас я тебя накормлю и все будет хорошо. Катастрофы не будет, я рядом», - приблизительно так звучат для ребенка и для взрослого в состоянии острой регрессии слова матери и слова психоаналитика, который объясняет человеку смысл происходящего. Конечно, в психотерапии и психоанализе мы используем другие слова, но смысл послания соотносится с приведенными выше словами.
В такие периоды важным является не только консультация у психиатра и принятие медикаментов, которые на время купируют тревогу и поддерживают искусственный психический баланс. Но важно также направить силы на понимание происходящего, на исследование того, почему сейчас произошел срыв, какие факторы ему предшествовали, и на какие события мы склонны реагировать через ощущение и переживание катастрофы, чтобы быть подготовленными и лучше понимать происходящее с нами. Именно такого понимания можно добиться в процессе психоанализа или психоаналитической психотерапии.
Использованная литература:
Г. Белль “Глазами клоуна”, 2018
Ж. Лакан «Стадия зеркала, как образующая функцию Я»
Х. Ульник «Кожа в психоанализе», 2017