Есть у австрийского писателя С.Цвейга новелла «Амок», в которой описывается болезнь, присущая жителям тропиков. Она подобна лихорадке, которая настигает так же внезапно. Человек, охваченный амоком, теряет связь с реальностью. Гонимый болезнью, он мчится вперед неизвестно куда и зачем, проливая кровь, убивая тех, кого встречает на пути.
Это сравнение для нас очень полезно – мы с вами собираемся говорить о другой форме «лихорадки» и захваченности: одержимости любовью к человеку или нескольким людям поочередно. Человек, который так страстно любит, нередко сменяет один объект другим. Получается, что любовная одержимость может кочевать от одного объекта к другому, причем иногда не так уж важно – мужчина это или женщина.
Фантазии о «меде», спрятанном в другом
Любовь в целом содержит в себе некоторый аспект одержимости объектом - тем, кого любят. Это происходит в том числе благодаря тому, что человек идеализирует другого, наделяет того проекциями, качествами, иногда не свойственными реальному человеку, и любит этого объекта, «нашинкованного» проекциями.
Конечно, наше описание любви очень поверхностно, скупо. Лучше всего это чувство передает поэзия, которая может воплотить в словах и их сочетаниях вибрации чувств. Наша цель другая – коснуться того феномена, когда эта любовь не останавливается на одном человеке. Как только объект становится достижимым, такая любовь обращается к другому, пока еще недоступному объекту. Таким образом появляется навязчивая потребность быть постоянно влюбленным в кого-то, кто недоступен для близких эмоциональных и/или сексуальных отношений по разным причинам.
Недоступность, необходимость терпеть фрустрацию в купе с фантазиями о том, что именно здесь находится «мед», именно в этом человеке – заставляет влюбленного идти на все, чтобы завоевать свой объект. Завоеванный сразу или со временем, он теряет свою былую ценность, потому что оказывается, что там не было меда. Либо тот мед, что там был, оказался не тем, что нужно на самом деле.
Говоря о мужчине или женщине, захваченных таким Эросом, мы никаким образом не пытаемся вписать их в список донжуанов. Это не просто потребность в любовных приключениях. Обычно чувства, испытываемые к объекту любви, очень сильные, страстные, глубокие, искренние. Одержимость любовью включает не только сексуальные фантазии. Более того, нам представляется, что они становятся лишь следствием первоначального голода по объекту, по присутствию другого рядом, присутствию очень тесному, близкому: рука к руке, кожа к коже.
Эмоциональный голод и одержимость любовью
«Голод» - ключевое понятие в понимании состояния, когда мы не можем перестать искать того, в ком мы нуждаемся, чтобы жить (так мы чувствуем), от кого чувствуем крайнюю зависимость, кого любим одержимо, «до смерти». Мы ищем, нечаянно находим и неистово влюбляемся бесконечное число раз, чтобы заглушить эмоциональный голод по объекту. Мы ищем в другом наполнения внутренней пустоты, которую пытаемся не чувствовать, потому что это очень больно…
Описываемые мною понятия давно вошли в терминологию психоаналитиков. Ими мы оперируем, поскольку при глубоком анализе нашей души в основном в такие слова, как в оболочку, как белок и желток яйца в скорлупу, облекаются наши чувства, ощущения.
От взрослого к младенцу: откуда берется "голод" по другому человеку
Так первые месяцы жизни оболочка рта, желудок, сосок образуют связь, которая становится источником отношений, удовлетворения и голода/жажды, удовольствия и фрустрации. От матери вместе с молоком, или помимо молока, младенец получает эмоциональную подпитку. Между ними устанавливаются отношения, в которых мать гладит младенца, обнимает, качает, улюлюкает, пытается понять смысл его плача или улыбки. Так, собственно, продолжается в течение всего детства, пища меняется, становится твердой, ребенок может выдерживать больше фрустрации, затем он может передавать свои желания словами.
Очень важна эмоциональная погода, которая устанавливается в отношениях между родителями и ребенком. Это то, что может питать его или сохранять постоянный, но невидимый недостаток питания, эмоционального холода. Мы это можем не узнать и не заметить сразу. Часто только намного позже во время психоанализа и психотерапии взрослых выявляются эти пятна сухой почвы. Нужно отметить, они есть всегда. Но для описываемого нами симптома одержимости важна интенсивность этого ощущения нехватки чего-то важного.
Ребенок может расти с ощущением грусти, глубокого одиночества, ощущением себя недостаточным во всем. Дефицитарность – тот термин, который используют между собой психотерапевты. Дефицит всего, в частности из-за того, что нет возможности ценить то, что уже есть и заложено – свою внешность, внутренние качества (сила воли, интеллект и т. д.), дефицитарность в принятии себя. В таких случаях может присутствовать ощущение не столько плохости, сколько никчемности, ненужности. Ноль, так было бы точнее описать.
Именно дефицит ощущения наполненности, признания за собой права обладания чем-то хорошим заставляет таких голодных внутри мужчин и женщин искать вовне красоту, идеал, любовь - то, что мы выше метафорически назвали «медом». И они его находят. Для них тот другой, внешний объект становится обладателем всего ценного, что можно себе представить. Мы таким образом говорим о механизме, когда сохраняется все плохое в себе, все никчемное, пустое - и изымается все хорошее, будто ему нет места внутри, как рыбе нет места в небе, а птице в воде. И тогда мы ищем птиц, пытаемся поймать их в небе, потому что нет возможности разглядеть их в себе, в своей душе, психике.
Именно поэтому одержимость любовью становится жизненно важной функцией – тот, другой, становится пищей, без которой наша психика чувствует, что не проживет. Расставание – психическая смерть, которая отдает болью и дырой внутри.
Важно, что такие «голодные» люди находят объекты своей любви, которые почти недостижимы в силу разных обстоятельств. То, что близко и доступно – не входит в круг любви и потребности. Заглотить хочется все то, что нельзя.
Одержимость: разрушает жизнь или побуждает к творчеству
Такой постоянный поиск любви, одержимость то одним, то другим объектами может разрушать жизнь и отношения, как амок у С.Цвейга. Но может и строить прекрасное – некоторые люди способны сублимировать свои чувства и свое горе в стихи, в рисование, в музыку. В то, чем можно выразить внутреннее невыразимое.
Мы не смеем утверждать, но из известных нам личностей мы можем предположить наличие такого голода, к примеру, у поэтессы М.Цветаевой. В список тех, кому она отдавала свое сердце и посвящала стихи, входят и женщина, и мужчины.
Остановить эту одержимость возможно с помощью психоанализа и психотерапии. Это как раз та сфера, которая помогает осознать и понять потребность постоянно бросаться в омут любви с головой, теряя все, порой губя все ценное, что есть в реальности.
Использованная литература:
З.Фрейд «По ту сторону принципа удовольствия»;
М.Кляйн «Зависть и благодарность»;
D.P.Celani Fairbairn's Object Relations Theory in the Clinical Setting